Струнные инструменты в Испании 15 - 17 века. Виуэла
В 15 веке в моду вошли струнные музыкальные инструменты. В Англии играли на вёрджинеле, во Франции и Германии – на лауде (лютне). В испанском же светском быту играли на виуэле. Это струнный щипковый инструмент, у которого было 5 рядов струн. Из них четыре ряда были двойными и настроены в унисон, еще быля пятая, одинарная струна, которая солировала. Виуэла произошла от средневекового музыкального инструмента, виуэлы, на которой играли с помощью смычка.
Со временем у виуэлы стало 7 струн, а игра посредством плектра была заменена на ручной способ игры, на что явно оказала влияние лютня. Такая щипковая виуэла называлась «ручной» - vihuela de mano.
К 16 веку появились различные типы виуэлы, из которых выделяют 3 основных. Они отличались друг от друга размерами, а, следовательно, и тесситурой. Различали малую виуэлу (дискант), наиболее распространенной была средняя, также играли на большой виуэле (бас).
Так как в аристократической среде виуэла был очень популярной, то обучение игры на ней входило в обязательное образование для детей знатных семейств. Хороший тон обязывал уметь не только играть на виуэле, но и петь, аккомпанируя себе. В связи с этим в 15 – 16 веках были написаны многочисленные трактаты и практические пособия по освоению этого музыкального инструмента, а также табулатуры разных пьес.
Сохранились имена известных виуэлистов 16 века, чьи произведения были напечатаны линейно-цифровой табулатурой: Эстебан Даса, Дьего Писадор, Энрике де Вальдеррабано, Мигель де Фуэнльяна, дон Луис Милан и Луис де Нарваэс.